Харченко Oлег Иванович

Член совета директоров Украинский строительной ассоциации

ПРОБЛЕМЫ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Статья посвящена процессу прямого иностранного инвестирования в условиях глобального финансового кризиса. Харченко Oлег Иванович анализирует направления, объемы и формы прямого иностранного инвестирования Предлагаются пути совершенствования направлений и форм прямого иностранного инвестирования.
Майy 14, 2014
Харченко Олег Иванович

Иностранные инвестиции в Украину

Вопрос важности иностранных инвестиций для экономического роста страны является чрезвычайно важным, дискуссионным, и во многом нерешенным для многих государств. Под ними, как правило понимают вложения зарубежных юридических или физических лиц с целью контроля национальных предприятий, получение предпринимательской прибыли, диверсификации капиталовложений, минимизации рисков деятельности, увеличение капитализации материнских компаний, препятствование вхождения рынок конкурентов (так называемые «защитные инвестиции»), защиты своих долгосрочных политических социальных интересов. Мотивация иностранных инвесторов может быть разной, а их деятельность, направленная на удовлетворение собственных интересов, не всегда совпадает с инвестиционными приоритетами стран реципиента инвестиций.

Классификация иностранных инвестиций

Выделяют прямые и портфельные иностранные инвестиции. Прямые инвестиции обеспечивают владельцу контроль над объектом вложений, портфельные получение только предпринимательской прибыли в виде процентов. Статистически разница между ними установлена соответствующим законодательством или международными обычаями и правилами. Например, границей между ними в законодательстве Украины или США является объем в 10% активов компании. Приобретение активов в объеме, менее 10% их общей стоимости будет считаться портфельной инвестицией, большим 10% - прямой. В Японии рубежной цифрой является 25% (кстати, это также и международная норма разделения иностранных инвестиций на прямые и портфельные), в Австралии и странах ЕС - 50%.

Группы иностранных инвестиций

Традиционно иностранные инвестиции разделяют на три группы:

  1. Ввоз капитала;
  2. Собственного источника компаний, являющихся дочерними, ассоциированными или контролируемыми иностранными фирмами (реинвестиции прибыли, амортизационные фонды);
  3. Внешние средства (займы, кредиты, в том числе внутрикорпоративные, эмиссия акций, облигаций).

Иностранные инвестиции разделяют на государственные и негосударственные (частные, фирменные и коллективные)(рис.1). Большая часть инвестиций сосредоточена в частном секторе и относится к негосударственным. их основу составляют инвестиции транснациональных и многонациональных компании, транснациональных банков. По некоторым оценкам, именно ТНК и ТНБ так называемого «большого треугольника» (стран «золотого миллиарда»). - США / Канада - ЕС - Япония - контролируют до 90% иностранных инвестиций мира.

Классификация иностранных инвестиций Рис . 1. Классификация иностранных инвестиций

Развитие зарубежной инвестиционной активности стран-доноров обусловлен рядом причин:

  • избытком капиталов в стране (низкие нормы прибыли или отсутствие соответствующей экономической структуры для применения капиталов) потребностью в новых рынках сбыта;
  • потребностью в экономии на масштабах производства и достижения максимума эффективности на каждой из стадий производственного процессу;
  • формированием определенного уровня конкурентоспособности экономики;
  • попытками обойти тарифные и нетарифные барьеры в торговле;
  • жестким конкурентным и налоговым законодательством отдельных стран (в частности, США и стран ЕС), высокими экологическими стандартами, расходами на заработную плату или развитие интеллектуальных ресурсов фирм;
  • поиском более высоких норм прибыли на капитал;
  • политическими или социальными мотивами, и тому подобное.

На другом полюсе - страны-реципиенты капитала, необходимость привлечения которыми иностранных инвестиций продиктована следующими факторами: ограниченностью внутренних инвестиционных ресурсов или неблагоприятными условиями их использования; низкой или односторонней инвестиционной активностью собственных инвесторов; необходимостью привлечения вместе с инвестициями новой техники и технологии; желанием создать конкурентоспособную экономику, освоить мировые рынки или расширить свое присутствие на старых; потребностями в модернизации социальной структуры общества, поиском новых рабочих мест; по политическим мотивам и т.

К формам инвестиций при этом относят:

  • предприятие, на 100% является собственностью инвестора;
  • долевое участие в предприятиях; приобретение движимого и недвижимого имущества;
  • концессии.

Виды иностранных инвестиций можно рассматривать с точки зрения материально -вещественной формы, которую они могут принимать:

  • национальная валюта;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • ценные бумаги; иностранная валюта;
  • денежные требования;
  • права интеллектуальной собственности;
  • права на хозяйственную деятельность;
  • услуги.

Международные инвестиционные процессы

На международные инвестиционные процессы по версии члена совета директоров Украинский строительной ассоциации - Харченко Oлега Ивановича будет влиять ряд факторов, среди которых традиционно выделяют следующие: глобально - экономические (состояние мировой экономики, процессы развития мировой валютной системы, региональной экономической интеграции и инфраструктуры инвестиционного рынка), политико-экономические (качество политических процессов в стране, влияние регулирования на экономическое среду, наличие лобби национальных инвесторов, участие страны в би- и мульти латеральной соглашениях относительно режимов иностранного инвестирования), ресурсно-экономические (наличие ресурсов для производства), общеэкономическими (качественные и количественные характеристики экономического роста, доходы и расходы населения, наличие сбережений, инфраструктуры инвестиционного рынка, фондового рынка и рынка банковских услуг, показатели инфляции (динамика индексов потребительских цен и цен производителей), политика центрального банка по курсообразования, регулирование денежной массы, амортизационная политика т.д.). Под влиянием перечисленных факторов будет формироваться стратегическая позиция страны по привлечению иностранных инвестиций и особенности выхода страны на международный инвестиционный рынок. Под международным инвестиционным рынком можно понимать механизм регулирования экономических отношений, возникающих между продавцом и покупателем инвестиционных ресурсов, которые являются резидентами разных стран.

Харченко Oлег Иванович также отметил что международный инвестиционный рынок нельзя рассматривать отдельно от действия спроса и предложения, которые его формируют. Анализ спроса и предложения на прямые инвестиции на международном инвестиционном рынке базируется на теории Кейнса о предельной эффективности инвестирования и на теории Таблица 1. Инвестиционные расходы возникают из спроса на реальные активы. Эти расходы являются разницей между текущим совокупным спросом на реальные активы и существующей количеством активов. Спрос на капитал зависит от процентных ставок.

Макроэкономическое уравнение открытой экономики

Для того чтобы лучше понять роль прямых иностранных инвестиций, вспомним основное макроэкономическое уравнение открытой экономики:

X-M = S- I = Y-If, ( 1 )
где X - экспорт, и - импорт, S - сбережения, и - инвестиции, Y -Национальный доход, а - внутренний спрос (потребление (С) + инвестиции (I)), If - иностранные инвестиции.

Если доходы страны является меньше внутренний спрос, инвестиции превышают сбережения, в результате в стране возникает торговый дефицит, который финансируется средствами, поступающими из внешних источников. Одной из таких форм финансирования выступают прямые иностранные инвестиции. В последние годы инвестиции из Евросоюза начали играть более заметную роль в экономике нашей страны (табл.1.).


Таблица.1 Прямые иностранные инвестиции в Украину по странам ЕС , млн долл
Объем прямых инвестиций на 01.01.2009 (млн дол. США) Итого  в %  

Всего

24171,8

100,0

Германия

5677,9

23,5

Кипр

4130,4

17,1

Австрия

1957,0

8,1

Нидерланды

1864,3

7,7

Великобритания

1796,8

7,4

Соединённые Штаты Америки

1380,7

5,7

Российская Федерация

1236,2

5,1

Франция

935,4

3,9

Виргинские острова, Британские

813,0

3,4

Швейцария

580,5

2,4

Польша

482,6

2,0

Вернгрия

360,8

1,5

Другие страны

2956,2

12,2


Источник: www.ukrstat.gov.ua


Прямые иностранные инвестиции в Украину по странам ЕС

Крупнейшими инвесторами с ЕС были Германия (5700000000 долл. США), Кипр (4100000000 долл. США), Австрия (1900000000 долл. США), Нидерланды (1800000000 долл. США), Соединенное Королевство (1800000000 долл. США). Основная часть ПИИ последних двух лет была направлена в металлургическую отрасль (около 6 млрд. Долл. США), оптовую торговлю (745 млн долл. США), финансовый сектор (729 млн долл. США) и пищевую промышленность (606 млн долл. США) . Несмотря на это, сохранилась инвестиционная привлекательность ЕС сферы производства в Украине товаров с высоким содержанием добавленной стоимости, инновационных и перспективных долгосрочных проектов. Согласно данным статистики которые были проанализированы Харченко в 2009г., ЕС является крупнейшим инвестором Украины, однако заметную долю прямых иностранных инвестиций (ИИ) из этого региона на самом деле составляют ранее вывезенные из Украины капиталы (доля ИИ с Кипра в общем объеме ИИ с ЕС - 25 составляет 27,1%). За первые 9 мес. 2005 произошла смена региональной структуры ИИ из стран ЕС. Происходит ускорение темпов прироста ИИ из новых членов ЕС. 67,5% ИИ поступило за этот период из новых членов ЕС (по сравнению с 38,5% за соответствующий период 2004 г.). Для стран ЕС - 15 наблюдается обратная тенденция - за три квартала 2009 года этот показатель снизился с 17,1% в 2004 гг. До 6,2% в 2009

Но это не привело к хотя бы частичного приближения Украины по объемам ИИ в США и новых стран - членов ЕС, включая Румынию и Болгарию. Определенным ориентиром здесь может служить или уровень ИИ на человека в среднем по ЕС - 25 или ЕС-15, или уровень ИИ на человека в наиболее удачных по этому показателю новых странах - членах. В 2008 году наиболее инвестиционно привлекательными для стран ЕС были такие отрасли экономики Украины как оптовая и розничная торговля (17,9% общего притока за этот период), пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов (14,7%), финансовая деятельность (8,9 %), химическая и нефтехимическая промышленность (6,37%), транспорт и связь (6,3%) и машиностроение (4,2%) (табл. 2).


Таблица 2. Прямые зарубежные инвестиции Украины, млн долл. США

 

Объем прямых инвестиций на 01.01.2009 (млн дол. США) Итого в %

Всего

263,1

100,0

В том числе

 

 

Россия

116,4

44,2

Польша

25,9

9,9

Панама

18,9

7,2

Великобритания

13,9

5,3

Испания

13,8

5,3

Армения

11,3

4,3

Кипр

10,4

3,9

Латвия

8,4

3,2

Соединённые Штаты Америки

5,7

2,2

Виргинские острова, Британские

4,8

1,8

Швейцария

4,3

1,6

Молдова

4,3

1,6

Вьетнам

3,9

1,5

Другие страны

21,1

8,0


Источник: www.ukrstat.gov.ua  Данные приведены нарастающим итогом с начала инвестирования.

Оффшорные компании

С другой стороны, Украина направляет только четверть своих инвестиций в страны ЕС (22% в 2004, 27% в 2005). Реципиентами были Польша, Испания и Великобритания (табл. 2). Следует заметить, что в подавляющем большинстве стран ЕС Украина вообще не направляет инвестиционных средств.

Харченко Oлег Иванович считает что возможными направлениями активизации иностранных инвестиционной активности могли бы стать следующие факторы:

  • создание стабильного законодательства, которое должно обеспечивать государственные гарантии защиты отечественных и иностранных инвестиций в течение длительного времени;
  • создание благоприятного инновационно инвестиционного климата для реализации приоритетных государственных программ и инвестиционных проектов;
  • содействие привлечению продуктивного прямого иностранного капитала в сферу материального производства и установления государственного контроля за его использованием;
  • создание благоприятных условий для развития СП, которые занимаются производством;
  • создание СП по так называемой китайской схеме, которая предусматривает изначально владения контрольным пакетом акций предприятия украинской стороной, впоследствии, через 5-7 лет, Украинский должны быть 75% акций, и через 10 - 12 лет СП становится полностью украинским;
  • запрет ввоза СП устаревшей продукции и технологий, которые в развитых странах считаются исчерпанными;
  • разработка и принятие законодательной базы по страхованию. Важную роль в организации прямых иностранных инвестиций играют оффшорные компании.

Офшорная деятельность

Через оффшорные центры проходит почти половина всех капиталов, обращающихся на мировом рынке капиталов. О масштабах оффшорной деятельности свидетельствуют данные о количестве оффшорных компаний, зарегистрированных в оффшорных странах во всем мире. В частности, численность их на Кипре составляет около 13 тыс. Единиц, островах Гернси и Джерси - по 20, на Багамах - 21, в Гибралтаре и Ирландии - по 22 тыс, на о.Мэн - 40, в Панаме - до 120 тыс. Единиц . Общее количество оффшорных компаний оценить очень сложно, но известно, что вместе они контролируют около 500 млрд. Долл. инвестиций, осуществляя значительное влияние на развитие мирового хозяйства. Понятие «off-shore» и производные от него «оффшорная зона» «оффшорный центр», «оффшорная компания» достаточно точно характеризуют слова синонимы - «налоговая гавань», «налоговый рай» - передавая сущность явления оффшоров. Она заключается в создании особых условий, позволяющих уклоняться от государственного контроля за предпринимательской и финансовой деятельностью, а также существенно уменьшать налогообложение. Оффшорная компания - понимаем любую форму ведения бизнеса, получила оффшорный статус, оффшорная зона представляет собой всю или часть территории страны, где устанавливается и используется льготный режим функционирования компаний с оффшорным статусом, которые ведут свою деятельность за пределами территории регистрации и проводят операции по имуществом или средствами нерезидентов. Срок оффшор (off-shore - вне берега) появился на восточном побережье США в конце 50-х годов тогда когда речь шла о финансовой адаптацию, которая избежала правительственного контроля путем переноса своей деятельности по территории контролирует моего правительством США на территорию с привлекательным налоговым климатом.

Официальный перечень стран и территорий, определяемых в Украине оффшорными

К оффшорным компаниям и зонам во всем мире двоякое отношение. С одной стороны это единственный законный инструмент для оптимизации налогов и прямой защиты инвестиций, а с другой стороны - это неограниченная возможность к «отмывке» «грязных» денег.

Правительство Украины издало постановление № 44-р от 1 февраля 2006 о перечне стран и территорий, которые признаются оффшорными (табл. 3)


Таблица 3. Официальный перечень стран и территорий, определяемых в Украине оффшорными, пост. КМУ от 1.02.2006 № 44-р
Регион Страна \ Территория

Виргинские острова, Британские

Олдерні, о. Гернсі, о. Джерсі, о. Мен

Ближний восток

Бахрейн

Центральная Америка

Белиз

Европа

Андорра, Гибралтар, Кампион, Кипр, Мадейра, Мальта, Монако

Карибський регіон

Англія, Антигуа і Барбуда, Аруба, Багамські Острови, Барбадос, Бермудські Острови, Британські Віргінські Острови, Віргінські Острови (США), Гренада, Кайманові о-ви, Нідерландські Антильські Острови, Теркс і Кайкос, Сент-Кітс і Невіс, Співдружність Домініки, Пуерто-Ріко, Сент-Вінсент і Гренедины, Сент Люсия

Африка

Ліберія, Сейшельські Острови

Тихоокеанський регіон

Вануату; КНР: Гонконг (Сянган), Макао (Аоминь); Лабуан; Маршаллові Острови; Науру; Ниеу; Острови Кука; Самоа


Офшорные зоны

Стратегическим анализом подтверждено, что примерно половина прямых иностранных инвестиций попадала в Украине на протяжении последних десяти лет (1997 - 2007 годы) через оффшорные зоны Кипр, Лихтенштейн, Швейцарию и Британские Виргинские острова. Как видно из табл. в перечень оффшорных зон в 2006г. Не входили первые три страны: Кипр, Швейцария, Лихтенштейн.

Офшорный бизнес

Оффшорный бизнес широко используется, как правило, в банковской и страховой деле, топливно - энергетическом комплексе, операциях с недвижимостью, судоходстве, экспортно-импортных операциях и в других сферах. Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Многие из них сходятся во мнении, что оффшорные центры часто становятся местами отмывание «грязных денег» и всякого рода банковских махинаций. Многие украинских и российских предприятий создают офшорные компании в этих зонах, направляя доход на оффшорные счета. Борьба с этим возможна исключительно за счет создания льготного режима инвестирования и хранения валюты в своей стране.

Харченко О.И. сделал следующие выводы:

Решение проблем и оживление в первую очередь внутренней инвестиционной деятельности должно стать сигналом для стратегических зарубежных инвесторов и сформировать все необходимые предпосылки для активного использования ресурсов мирового инвестиционного рынка. Стоит отметить положительную динамику рост прямых иностранных инвестиций (ПП), наблюдается в последние годы, объем которых составляет 16400000000 долл. США на 1. 01. 2008 года и 23100000000 долл. - На 1. 01. 2009 года. Прямые иностранные инвестиции на 1. 01. 2005 года составил 8021300000 долл. США, что в расчете на душу населения соответствует 176,6 долл. США против 15 долл. США в 1995 году. К примеру, уже в конце 1995 года в Венгрии инвестиции составили 1000 долл. на душу населения, в Чехии - 400 долл., в Эстонии - 320 долл. США. Итак, по словам Харченко следует отметить в целом положительную динамику роста прямых иностранных инвестиций в Украину в последние годы с существенным оживлением в 2005 - м и 2006 годах.Основными факторами, которые негативно влияют на прямые иностранные инвестиции (ПП), обусловленное высоким риском инвестирования в Украину, является правовая, экономическая и политическая нестабильность, несовершенная финансово - кредитная и налоговая системы, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, высокий уровень тенизации экономики, отсутствие рынка земли. Но следует заметить, что одновременно в Украине существуют факторы, которые привлекают иностранных инвесторов: емкий рынок, низкая цена рабочей силы, выгодное географическое положение, благоприятные климатические условия и тому подобное.

Литература:
  1. Закон Украины «Об инвестиционной деятельности» 18.09.1991. №1560-ХII
  2. Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» 19.03.1996 №93 / 96-ВР
  3. Закон Украины «О банках и банковской деятельности» 07.12.2000 №2121-111
  4. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» 23.02.2006 №3480-IV
  5. Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» 12.07.2001 №2664- III
  6. Проект Государственной целевой экономической программы модернизации рынка капиталов в Украине. www.in-gov.ua 10.01.2008.
  7. Бюджет-2010. Экспертно-аналитический доклад. К.-Дорадо-друк, 2009.- 47с.
  8. Банковская система Украины: измерения глобального финансового кризиса. Экспертно-аналитический доклад. К, - Дорадо-друк, 2009, - 64с.
  9. Экономико-правовые проблемы государства в Украине (научно-экспертные доклады) / Авт.кол.: О.Л.Копиленко, Т.Т.Ковальчук, В.К.Черняк и др.-М .: Институт законодательства Верховной Рады Украины , 2009.-236с.
  10. Кириченко А.А., Ерохин С.А. Инвестирование. Учебник. - М .: Знание, 2009. - 573с.
  11. Кризисная А. Финансовый сектор Украины: сегодня и завтра. Вестник НБУ №12 2007.с.36-41.
  12. Корнеев В.В. Финансовые посредники как институты развития. / Монография / - К: Основа, 2007. 192с.
  13. Ковальчук А.Т. Финансовое право Украины. Состояние и перспективы развития. - К: Парламентское издательство. 2007. 488с.